

Механики XXI веку. № 16 2017 г.
286
КОНСТРУКЦИИ, ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ
СВОЙСТВА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
УДК 629.113
Программный комплекс для численного
анализа колебаний подвески автомобиля
Часть 1. Построение модели возмущающего
воздействия неровностей дороги
Рыков С.П.
a
, Коваль В.С.
b
, Рыкова О.А.
c
Братский государственный университет, ул. Макаренко 40, Братск, Россия
a
RSP7-8-48@rambler.ru,b
koval.supra@yandex.ru,c
Olga.tonoyn@mail.ruКлючевые слова:
подвеска автомобиля, колебания, звено сглаживания, случайный микро-
профиль дороги, численный анализ, программный комплекс
В статье приводится подробное описание программного комплекса, разработанного для чис-
ленного анализа колебаний динамических систем, эквивалентных подвеске автомобиля. Даётся блок-
схема комплекса и раскрывается содержание отдельных элементов, включая моделирование случай-
ного микропрофиля дорог, моделирование звена переменного сглаживания шиной неровностей доро-
ги, расчет статических и частотных характеристик, моделирование колебаний подвески. В первой
части статьи более подробно изложен метод моделирования случайного микропрофиля дороги,
включая генерацию «белого» шума, формирование передаточной функции методом факторизации,
построение импульсной переходной функции и формирование искомого случайного микропрофиля с
заданным видом корреляционной функции, даётся оценка точности и адекватности моделирования.
Приводятся диаграммы с нормированными корреляционными функциями для пяти испытательных
дорог автополигона НИЦИАМТ смоделированных микропрофилей в сравнении с соответствующими
корреляционными функциями, полученными аппроксимацией результатов обработки неровностей
реальных дорог автополигона.
Введение.
Как было отмечено ранее [9, 11, 15], получение достоверных результатов о
функционировании звена переменного сглаживания в составе колебательной системы, экви-
валентной подвеске автомобиля, и оценка влияния на подвеску новой модели сглаживающей
способности шины возможны только с использованием численных методов анализа. Такой
подход предполагает численное моделирование как функции микропрофиля испытательной
дороги, так и уравнений движения колебательной системы при наличии звена переменного
сглаживания и обратной связи от элементов подвески на параметр сглаживания этого звена.
Потребность в создании нового программного комплекса обусловлена, во-первых, по-
явлением персональных ЭВМ, обладающих высоким быстродействием, большой оператив-
ной памятью и развитым программным обеспечением, во-вторых, необходимостью ввода в
расчеты колебаний подвески новых представлений о работе пневматической шины, в част-
ности: учет упругой неоднородности покрышки, определение стабильности контакта колеса
с дорогой и др. и, в-третьих, желанием более объемной и качественной оценки статистиче-
ских и частотных характеристик исследуемых процессов и систем.
Блок-схема программного комплекса.
При разработке программного комплекса
ставились следующие задачи:
1) возможность моделирования случайного микропрофиля испытательных дорог ав-
тополигона НИЦИАМТа;
2) возможность моделирования различных колебательных систем, эквивалентных
подвеске автомобиля;
3) возможность исследования колебаний систем с учетом эффекта переменного сгла-
живания шиной неровностей дороги;